Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа
Средняя общеобразовательная школа № 27 c углубленным изучением отдельных предметов
Petrozavodsk city Secondary educational institution
«Secondary comprehensive school № 27 with profound subjects»
Директор школы — заслуженный учитель Карелии
Людмила Ивановна Тихонова

Утверждаю.
Директор школы:        Л.И. Тихонова
«29» августа 2016 г.

Положение 
об адаптированной образовательной программе для  детей с ОВЗ

1.    Общие положения

1.1.    Данное положение разработано на основе ФЗ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Закон об образовании в Российской Федерации», Порядка воспитания и обучения детей-инвалидов на дому, утвержденного Приказом Министерства образования Республики Карелия от 07.11.2014 № 1117, и регламентирует порядок разработки и реализации адаптированных образовательных программ.
1.2.    Адаптированная образовательная программа (АОП) - образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с инвалидностью), с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц. Адаптированная образовательная программа разрабатывается на базе основной общеобразовательной программы и в соответствии с психофизическими особенностями и особыми образовательными потребностями категории лиц с ОВЗ, к которой относится ребенок. При этом адаптированию и модификации подлежат рабочие программы учебных предметов; учебники и рабочие тетради; электронные средства и формы организации обучения; формы организации образовательной деятельности; способы учебной работы с обучающимися, имеющими особые образовательные потребности (способы организации коллективной учебной деятельности, способы коммуникации, способы предъявления и выполнения заданий, способы работы с текстовыми материалами, формы и способы контроля и оценки знаний, компетенций и мн. др.). 
1.3.    АОП разрабатывается самостоятельно школой с учетом федеральных государственных образовательных стандартов общего образования по уровням образования и (или) федеральных государственных образовательных стандартов образования детей с ОВЗ на основании основной общеобразовательной программы и в соответствии с особыми образовательными потребностями лиц с ОВЗ. 
1.4.    Адаптация общеобразовательной программы осуществляется с учетом рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, индивидуальной программы реабилитации инвалида и включает следующие направления деятельности: 
•    Анализ и подбор содержания; 
•    Изменение структуры и временных рамок; 
•    Использование разных форм, методов и приемов организации учебной деятельности.  
1.4.1.     Анализ требований государственного образовательного стандарта, содержания примерных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья.
1.4.2. Учет особенностей психофизического развития лиц с ОВЗ (по представленным родителями документам).
1.4.3.     Проектирование необходимых структурных составляющих адаптированной образовательной программы.
1.4.4.     Определение временных границ освоения АОП. При проектировании АОП указывается отрезок времени, покрываемый реализацией содержания Программы. 
1.4.5.     Четкое формулирование цели АОП. 
1.4.6. Определение круга задач, конкретизирующих цель адаптированной образовательной программы. 
1.4.7.     Определение содержания АОП. 
1.4.8.     Планирование форм реализации АОП. 
Реализация АОП может осуществляться с использованием различных форм, в том числе с использованием дистанционных технологий. 
1.4.9.    Планирование участия в реализации АОП различных специалистов (воспитателей, психолога, социального педагога, педагога дополнительного образования и др.). Особое внимание уделяется возможности включения в реализацию АОП родителей (законных представителей) обучающегося с ОВЗ или группы обучающихся с ОВЗ со схожими нарушениями развития.
1.4.10.    Формы и критерии мониторинга результатов освоения адаптированной образовательной программы соответствует Положению о системе оценивания обучающихся, осваивающих АОП. 
1.5.    Решение о переводе обучающегося с ОВЗ на АОП принимается на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и по заявлению родителей (законных представителей).  
1.6.    Завершается освоение  АОП государственной итоговой аттестацией в формах и порядке, установленном Минобрнауки России.   
1.7.    Решение вопроса о переводе обучающегося с ОВЗ как не прошедшего промежуточную аттестацию принимается на основании: 
•         пункта 20 Приказа Министерства образования и науки РФ от 30.08.2013 № 1015 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования;  
•         пункта 9 статьи 58 Федерального закона «Об Образовании в Российской    Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.  
1.8.     АОП утверждается директором школы, дополнения и изменения к АОП ежегодно согласовываются с Советом школы. 
2. Структура адаптированной программы обучения детей с ОВЗ
Адаптированная программа включает следующие разделы:
•    Титульный лист.
•    Пояснительная записка.
•    Индивидуальный учебный план.
•    Содержание программы, включающее в себя три основных блока:
-    образовательный компонент,
-    коррекционный компонент,
-    воспитательный компонент.
•    Мониторинг достижений обучающегося.
•    Заключение и рекомендации.
3.  Условия реализации адаптированной образовательной программы 
3.1. При реализации АОП создаются следующие условия: 
•    учет особенностей ребенка, индивидуальный педагогический подход, проявляющийся в особой организации коррекционно-педагогического деятельности, в применении специальных методов и средств обучения, компенсации и коррекции нарушений развития (информационно-методических, технических);
•    реализация коррекционно-педагогической деятельности педагогами и педагогами-психологами соответствующей квалификации; 
•    предоставление обучающемуся с ОВЗ медицинской, психолого-педагогической и социальной помощи;
•    привлечение родителей в коррекционно-педагогическую деятельность.
3.2. К реализации АОП в школе привлекаются учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи.

4. Особенности организации образовательной деятельности для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

4.1.    Обучающимся с расстройством аутистического спектра, с ДЦП и для других категорий детей организуется специальное сопровождение тьютора по мере необходимости.
4.2.    Для успешной адаптации обучающихся с расстройством аутистического  спектра на групповых занятиях кроме учителя присутствует тьютор, организуются индивидуальные занятия с педагогом-психологом по развитию навыков коммуникации, поддержке эмоционального и социального развития. 
4.3.    Реализация адаптированных основных образовательных программ в части трудового обучения осуществляется исходя из региональных условий, условий школы и с учетом индивидуальных особенностей психофизического развития, здоровья, возможностей, а также интересов обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и их родителей (законных представителей). 
4.4.    Неоднородность состава обучающихся с ОВЗ и максимальный диапазон различий в требуемом уровне и содержании образования обуславливает   в зависимости от степени выраженности дефекта или диагноза.
 
При разработке адаптированных образовательных программ учителями – предметниками учитываются рекомендации ПМПК, желание родителей, наблюдение  узких специалистов (невролога, психиатра и т.д.), диагностические материалы по предмету, диагностические материалы психолога.

4.5.    Среда и рабочее место организуются в соответствии с особенностями развития данной категории обучающихся с ОВЗ и дополнительно приспосабливаются  к конкретному ребенку.